В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания .Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представления о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе: это поведение в семье, в коллективе, в общественных местах и на улице. Через игру в процессе общения с окружающими , участия в любых видах деятельности, ребенок получает уроки культурного поведения в обществе. Наша задача воспитать ребенка так, чтобы он чувствовал комфортно в любых жизненных ситуациях т.е.привить ему определенные этикетные нормы.
Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том ,как он удовлетворяет свои обыденные бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются этическими воззрениями, поэтому формирование воспитанности и этического отношения с окружающими людьми составляет важную задачу в воспитании, Проект развивает этические чувства, побуждает эмоциональную отзывчивость, направляет её на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь. Дети приобретают опыт дружеского общения, внимания к младшим детям, развивают творческие способности и коммуникативные навыки. Все это способствовало возникновению идеи создания социально-ориентированного проекта для детей дошкольного возраста «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель проекта: Формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о культуре поведения, развитие их социальных и нравственных качеств. Сформировать у детей положительное отношение ко всем людям, развивать дружеские ,доброжелательные отношения в коллективе, коммуникативные навыки; закреплять вежливые слова, воспитывать культуру общения, чуткость, отзывчивость, сопереживание.
Задачи для детей:
1. способствовать расширению круга общения с взрослыми и детьми
2. развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям;
3. воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом;
4. учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Совершать для них добрые дела;
5. уточнить представление детей о добрых и злых поступках и их последствии, развивать умение высказывать свою точку зрения;
6. побуждать детей к положительным поступкам и делам;
7. воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в душах людей.
Задачи для родителей:
1. создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка,
2. учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду,
3. уважать неповторимость ребенка, ставить для себя и ребенка реальные цели.
Задача для педагогов:
Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Предполагаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:
Дети:
- овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;
- проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим;
- возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других.
Дети на пороге школьной жизни будут обладать развитым нравственным сознанием, устойчивым нравственным поведением и нравственными чувствами, соответствующими современному образу жизни, активной жизненной позицией, привычкой руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Нравственное воспитание - это важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта детей
Родители:
- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- повышение педагогической компетентности родителей.
Педагоги:
Проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.
Основная часть
1. Подготовительный этап
Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:
- изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;
- скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в детском саду и дома социально-нравственных качеств;
- разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
2 . Основной этап реализации проекта:
Цель основного этапа: социально-нравственное воспитание дошкольников на основе бесед на моральные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации, просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов, художественного творчества.
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки;
- интеграция со специалистами детского сада.
Заключительный этап: открытое мероприятие "Книга поступков"
Методы и приёмы:
· Игровые (Сюжетно ролевые игры, дидактические, словесные, театрализованные игры) игровые упражнения, игры имитации, динамические паузы и этюды)
· Наглядные (рассматривание альбомов и иллюстраций, фотографий, наблюдение, просмотр мультфильмов и презентаций. )
· Словесные (Беседа, чтение тематической художественной литературы, рассказ педагога, слушание музыкальных произведений)
· Практические (игровые упражнения, игры имитации, динамические паузы и этюды, продуктивная деятельность детей)